Развитие малого и среднего предпринимательства
"
Ответственный исполнитель программы |
Комитет Администрации |
Соисполнители программы |
Администрации сельсоветов муниципального района Крутихинского района Алтайского края; |
Участники программы |
Субъекты малого и среднего предпринимательства района |
Подпрограммы программы |
Отсутствуют |
Программно-целевые инструменты программы |
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; |
Цель программы |
Содействие развитию и устойчивому функционированию малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в решении социальных и экономических задач Крутихинского района. |
Задачи программы |
1-Информационно-консультационная поддержка СМСП; |
Целевые индикаторы и показатели программы |
1. Количество СМСП в |
Срок реализации программы |
2025 -2030 годы (без деления на этапы) |
Объемы финансирования программы |
Общий объем финансирования за счет средств местного бюджета составляет 30,0 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты реализации программы |
– ежегодное увеличение количества СМСП не менее чем на 10 единиц; – ежегодное увеличение доли занятых в сфере малого и среднего предпринимательства от численности занятых в экономике района, не менее чем на 2,0 % ежегодно; – среднемесячная начисленная заработная плата наёмных работников, установленная не менее уровня среднегодового прожиточного минимума в Алтайском крае; – число вновь созданных рабочих мест, не менее чем 10 единиц ежегодно; – увеличение доли поступлений от СМСП в общем объёме налоговых и неналоговых поступлений не менее чем на 2,0 процента ежегодно. |
Содержание программы:
1.Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
2.Приоритетные направления реализации муниципальной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых результатов реализации муниципальной программы, сроков реализации
3.Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
4.Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
5.Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации программы
6.Методика оценки эффективности муниципальной программы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
1.Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Настоящая муниципальная программа определяет систему мер, направленных на достижение целей муниципальной политики в области развития предпринимательства в Крутихинском районе Алтайского края, в том числе социального и молодежного предпринимательства, и является продолжением комплекса мероприятий, реализованных в рамках районной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Крутихинском районе на 2022 – 2024 годы».
Муниципальная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Крутихинском районе Алтайского края на 2025 – 2030 годы» разработана в рамках Федеральных законов от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», закона Алтайского края от 17.11.2008 № 110-ЗС «О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае», постановлением Правительства Алтайского края от 02.03.2020 №90 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» и ориентирована на поддержку и содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) - как сектора экономики Крутихинского района Алтайского края на период 2025 – 2030 годы.
Программа представляет собой план действий по созданию благоприятной среды для малого и среднего предпринимательства, сформированного из необходимости обеспечить широкие возможности для информирования субъектов малого и среднего бизнеса по вопросам государственной поддержки и развития малого сектора экономики, улучшения организаций консультационного обслуживания, формирования позитивного имиджа предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
В настоящей программе используются следующие понятия и термины:
субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
В настоящей программе используются следующие сокращения:
СМСП - субъекты малого и среднего предпринимательства;
ИКЦ - информационно-консультационный центр поддержки предпринимательства;
Малое и среднее предпринимательство несет в себе потенциал экономического роста, и уровень его развития напрямую влияет на экономический прогресс и социальную стабильность. C 1 августа 2016 года на всей территории страны введен в действие единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Получить всю необходимую информацию из реестра, проверить компанию или предпринимателя на наличие соответствующего статуса можно бесплатно на сайте ФНС, который содержит информацию о микро, малых и средних фирмах и предпринимателях. При этом единый реестр МСП ежемесячно обновляется. По состоянию на 1 января 2024 года данный реестр по Крутихинскому району состоял из 167 субъектов (148 индивидуальных предпринимателей, 19 юридических лиц)
Структура малого и среднего бизнеса на территории Крутихинского района по видам экономической деятельности характеризуется преобладанием розничной торговли.
При Администрации района осуществляет деятельность информационно-консультационный центр. За 2024 год оказано 228 услуг, при этом информационно-консультационная помощь оказывается не только субъектам малого и среднего предпринимательства, но и физическим лицам. ИКЦ осуществляет поддержку на бесплатной основе.
При главе муниципального района Крутихинского района на протяжении многих лет осуществляет деятельность Общественный совет по поддержке предпринимательства, основной задачей которого является повышение роли субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии района. В настоящее время в состав Совета входит 7 членов. На заседаниях рассматриваются различные актуальные проблемы и вопросы развития СМСП и экономики района в целом.
Несмотря на увеличение вновь зарегистрированных субъектов наблюдается рост субъектов, прекративших свою деятельность. Если раньше основными причинами закрытия были: недостаточное финансирование, отсутствие навыков управления, отсутствие бизнес-плана и другие, то сейчас основные причины это:
- повышение страховых взносов, которые предприниматели платят в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
-отсутствие дифференцированного подхода к ведению бизнеса на селе и в городе;
- процесс оптимизации в рамках страны.
Также часть индивидуальных предпринимателей перешла в статус самозянатых граждан, с учетом введения налогового режима для самозанятых.
2. Приоритетные направления реализации муниципальной
программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов ее реализации.
2.1 Приоритетные направления реализации муниципальной программы
Программа развития предпринимательства направлена на совершенствование нормативной правовой базы, развитие инфраструктуры поддержки СМСП, разработку новых механизмов доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам, а также предоставление имущественной поддержки субъектам МСП. Первоочередным направлением работы Администрации района в вопросе по развитию предпринимательства, является создание условий для инвестиционной активности субъектов малого и среднего бизнеса.
Приоритетные направления реализации муниципальной программы направлены на сохранение сбалансированности отраслевой структуры экономики Крутихинского района, а так же на обеспечение стабильно высокого уровня занятости и роста качества жизни населения района, совершенствование профессиональных компетенций субъектов МСП в целях обеспечения роста конкурентоспособности.
Основные приоритетные направления развития предпринимательства:
-торговая деятельность продовольственными и непродовольственными товарами;
-производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
-производство и переработка пищевых продуктов и прочих изделий;
-развитие сферы общественного питания;
-обработка древесины и производство изделий из дерева;
-туризм (в том числе сельский);
-организация торгового обслуживания в малых сёлах;
-дорожный сервис (гостиница, шиномонтаж, СТО, благоустроенный туалет);
-гостиница (мотель).
2.2 Цели и задачи муниципальной программы
В соответствии с приоритетами государственной политики в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Крутихинском районе сформулированы цель и задачи муниципальной программы. Целью программы является содействие развитию и устойчивому функционированию малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в решении социальных и экономических задач Крутихинского района.
Задачи муниципальной программы - развитие взаимосвязанной инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Крутихинском районе: информационно-консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение имущественной поддержки СМСП
С целью ее решения необходимо развивать функционирование ИКЦ, эффективно использовать инструменты поддержки в отношении СМСП, популяризировать предпринимательскую деятельность.
2.3. Индикаторы и описание основных ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы
В результате реализации муниципальной программы к концу 2030 года ожидается:
– ежегодное увеличение количества СМСП не менее чем на 10 единиц;
– ежегодное увеличение доли занятых в сфере малого и среднего предпринимательства от численности занятых в экономике района не менее чем
на 2,0 % ежегодно;
– среднемесячная начисленная заработная плата наёмных работников, установленная не менее уровня среднегодового прожиточного минимума в Алтайском крае;
– число вновь созданных рабочих мест не менее чем 10 единиц ежегодно;
– увеличение доли поступлений от СМСП в общем объёме налоговых и неналоговых поступлений не менее чем на 2,0 процента ежегодно.
Сведения об индикаторах муниципальной программы и их значениях представлены в Приложении 1 к муниципальной программе.
2.4. Сроки реализации государственной программы
Сроки реализации муниципальной программы с 2025 по 2030 годы. Этапы реализации муниципальной программы не выделяются.
3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
Система программных мероприятий на 2025 - 2030 годы представляет собой комплекс мер, направленных на информационную, консультационную и имущественную поддержку малого и среднего предпринимательства, развитие и обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. В целях дальнейшего развития инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства предусмотрена реализация следующих программных мероприятий:
- организация, проведение и участие в конференциях, семинарах, конкурсах, фестивалях (праздниках), обучающих и других мероприятий среди СМСП;
- информационная поддержка через официальный сайт Администрации района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- консультирование СМСП по вопросам ведения предпринимательской деятельности, информирование о мерах и формах поддержки МСП и другим вопросам;
- подготовка и проведение мероприятий, посвященных «Дню российского предпринимателя»;
-предоставление в аренду имущества из Перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для предоставления его во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Перечень мероприятий программы приведен в Приложении 2.
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Общий объем финансирования муниципальной программы составляет из районного бюджета 30,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2025 году - 5,0 тыс. рублей;
в 2026 году - 5,0 тыс. рублей;
в 2027 году - 5,0 тыс. рублей;
в 2028 году - 5,0 тыс. рублей;
в 2029 году - 5,0 тыс. рублей;
в 2030 году - 5,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий программы уточняются при разработке и утверждении районного бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Сводные финансовые затраты на реализацию программы с распределением по годам и источникам финансирования приведены в Приложении 3.
5. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы
При реализации муниципальной программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
Негативный фактор |
Способы минимизации рисков |
Изменение федерального и краевого законодательства в сфере реализации программы |
Проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном и краевом законодательстве и своевременная корректировка нормативных правовых актов |
Недостаточный объем информации об уровне развития малого и среднего предпринимательства, предоставляемый Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики Алтайского края и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (МИФНС) №4 по Алтайскому краю |
Проведение дополнительных статистических наблюдений и социологических исследований |
Потеря актуальности мероприятий программы |
Осуществление регулярных консультаций с СМСП по вопросам эффективности реализуемых программных мероприятий; |
Недоверие субъектов малого и среднего предпринимательства к доступности мероприятий программы |
Осуществление активного сотрудничества со средствами массовой информации в целях информирования СМСП о видах муниципальной поддержки, порядке, условиях и сроках ее предоставления; |
Несоответствие (в сторону уменьшения) фактически достигнутых показателей эффективности реализации муниципальной программы запланированным |
Проведение ежеквартального мониторинга и ежегодной оценки эффективности реализации мероприятий программы; |
Управление указанными рисками предполагается осуществлять на основе постоянного мониторинга хода реализации муниципальной программы и разработки при необходимости предложений по ее корректировке.
6. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Оценка эффективности программы осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с ее реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, целесообразности и адресности использования средств местного бюджета их целевому назначению.
Комплексная оценка эффективности программы осуществляется согласно постановлению Администрации Крутихинского района Алтайского края от 20.01.2022 №5 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Крутихинский район Алтайского края».
Приложение 1
Сведения об индикаторах муниципальной программы (показателях) и их значениях
№ |
Наименование индикатора (показателя) |
Ед. изм. |
Значение по годам |
|||||||
2023г. |
2024г. |
Годы реализации муниципальной программы |
||||||||
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Количество зарегистрированных на территории района СМСП |
Ед. |
163 |
167 |
171 |
175 |
179 |
183 |
187 |
191 |
2. |
Количество вновь зарегистрированных СМСП |
Ед. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3. |
Численность занятых в сфере МСП |
Ед. |
147 |
149 |
151 |
153 |
155 |
157 |
159 |
161 |
4. |
Число услуг, предоставленных ИКЦ |
Шт. |
177 |
228 |
238 |
248 |
258 |
268 |
278 |
288 |
5. |
Количество СМСП, получивших имущественную поддержку |
Ед. |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Приложение 2
Перечень мероприятий муниципальной программы
№ п/п |
Цель, задача, мероприятие |
Срок реализации |
Участник программы |
Сумма расходов, тыс. руб. |
|||||||
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
всего |
Источник финансирования, тыс. руб. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Цель-Создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории Крутихинского района |
2025-2030 годы |
Администрация |
Всего в том числе |
|||||||
Местный бюджет |
|||||||||||
2. |
Задача 1. Информационно-консультационная поддержка СМСП |
2025-2030 годы |
Администрация Крутихинского района, ИКЦ |
Всего в том числе |
|||||||
Местный бюджет |
|||||||||||
3. |
Мероприятие 1.1. |
2025-2030 годы |
Администрация Крутихинского района, ИКЦ |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
12,0 |
Всего в том числе |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
12,0 |
Местный бюджет |
||||
2. |
Мероприятие 1.2. |
2025-2030 годы |
Администрация |
Всего в том числе |
|||||||
Местный бюджет |
|||||||||||
3. |
Мероприятие 1.3. |
2025-2030 годы |
Администрация Крутихинского района, ИКЦ |
Всего в том числе |
|||||||
Местный бюджет |
|||||||||||
4. |
Мероприятие 1.4 |
2025-2030 годы |
Администрация Крутихинского района, ИКЦ |
Всего в том числе |
|||||||
Местный бюджет |
|||||||||||
5. |
Мероприятие 1.5. |
2025-2030 годы |
Администрация Крутихинского района, ИКЦ |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
12,0 |
Всего в том числе |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
12,0 |
Местный бюджет |
||||
6. |
Мероприятие 1.6. Поощрение СМСП. внёсших значительных вклад в развитие района |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
6,0 |
Всего в том числе |
||
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
6,0 |
Местный бюджет |
||||
6. |
Задача 2.Обеспечение имущественной поддержки СМСП |
2025-2030 годы |
Администрация Крутихинского района, ИКЦ |
Всего в том числе |
|||||||
Местный бюджет |
|||||||||||
7. |
Мероприятие 2.1. |
2025-2030 годы |
Администрация Крутихинского района, ИКЦ |
Всего в том числе |
|||||||
Местный бюджет |
Приложение 3
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Источники и направления расходов |
Сумма расходов, тыс. рублей |
||||||
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
Всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Всего финансовых затрат |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
30,0 |
в том числе |
|||||||
Из бюджета муниципального образования |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
30,0 |
Прочие расходы |
|||||||
В том числе |
|||||||
Из бюджета муниципального образования |